Окорокова Ирина Владимировна

Опыт работы.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу вам рассказать о себе и представить опыт своей работы.

Моя жизнь началась, с чистого листа в ней происходили разные события хорошие, интересные, яркие, позитивные и не очень. Под воздействием этих событий менялась моя жизнь, менялась я, менялось моё восприятие.

В моей профессиональной деятельности  также происходили изменения. Я искала направление, вид деятельности в котором будет интересно детям и в  этом поиске я не останавливалась. Мне с детства очень нравится окружающий мир, я всегда любила что-то исследовать: песок, воду, цветы, камни. Я занималась саморазвитием, самопознанием, и когда я более широко стала знакомиться с темой познавательно  – исследовательской деятельности жизнь моя  поменялась, в ней  появился стержень, на стержне прорисовывались детали кто я, что я, чего я хочу, что я могу донести детям. Условно свой педагогический опыт я хотела бы представить в виде этого стержня.

Тема моего опыта работы: «Познавательно-исследовательская деятельность, как средство личностного и творческого развития дошкольников»

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. От человека в современной жизни требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь уметь добывать их самому, применять на практике. Лучше всего развивает познавательный

интерес, исследовательское поведение и мышление — детское экспериментирование. Ученые доказали, что в дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года одним из основных способов познания мира. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Поэтому на протяжении двух лет я работаю над данной темой, целью своей работы считаю: развитие  у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование, опыты. Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста. Если для развития познавательно – исследовательских способностей детей использовать опыт,эксперимент, то формирование этих способностей произойдёт быстрее и эффективнее.

Для достижения данной цели, я поставила следующие задачи:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, любознательности, интеллектуальной инициативы;

- формирование коммуникативных навыков;

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ, физических свойствах и явлениях; поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости.

Среди приёмов и методов  выделяю: эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе, опыты, фиксация результата и д.р.) Я останавливаюсь на опытах и экспериментах.Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, ставят  опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Каждый  эксперимент имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это, в первую очередь, связано с индивидуальным темпом познавательного развития.

Организацию исследовательской деятельности я осуществляю в следующих формах:

- Коллективная.

-  Подгрупповая.

- Индивидуальная.

Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям.

Живая природа.  Изучаем животный и растительный мир.Проводили работу  «Покормим птиц зимой», собирали семена растений; Провели краткосрочные проекты «Мы лучок садили», «Украсим мир цветами» (посадка примул)

Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, электричество). В занимательных опытах и экспериментах мы с детьми выявили свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса. Проводили опыты с  воздухом, обнаруживая его  в окружающем пространстве при помощи воздушного шарика, соломинки и банки с водой, и других предметов. Детям нравилось  проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка? Выявляли  свойства магнита.

 В процессе реализации третьего направления Человек у детей сформировались представления об органах чувств, их назначении. Особое внимание я уделила здоровому образу жизни, здоровому питанию. Совместно с ребятами  реализовали проект «Превращение молока в творог» Так же детям стал интересен эксперимент об одном из любимых детьми напитков «Кока – колы» После проведения опытов влияние кока – колы на металл, зубы, живой организм, ребята сделали вывод, что кока –кола приносит вред.

Для достижения успеха данной  деятельности в  процессе экспериментирования я  старалась привить детям навыки межличностного общения и сотрудничества: умение  договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращала  внимание детей на мнение других, учила  слушать друг друга, предлагала более активным детям помочь застенчивым. Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы и заключения, выступать на публику с доказательством своего исследования, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В нашей группе я создала мини-лабораторию «Центр науки», где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования. В ней находятся:

Оборудование и инструментарий.

Емкости.

Функциональные  разнофактурные материалы.

Неструктурированные материалы.

Разнообразные коллекции, журнал для фиксации результатов. Сформированы картотеки опытов и экспериментов с неживой природой.

Свою работу веду в тесном сотрудничестве  с родителями. С этой целью провела  родительские собрания: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности»,  «Организация домашней лаборатории».

 Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».

Привлекаю родителей  к созданию развивающей среды в группе.

Провела консультации на тему: «Экспериментируйте с детьми дома»  Оформила  наглядную информацию  в уголке для родителей: памятки, выставки. Реализовали проекты с родителями  «Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно», «Где живут витамины»

Дети дома с родителями  проводили следующие исследования:  «Выращивание кристаллов», «Извержение вулкана», «Дом, в котором я живу", "Вода - Царица", "Почему горит свет?" и  многие  другие.

Диагностика степени устойчивости познавательного интереса показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе.

Результаты обследования показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

расширение представлений детей о неживой природе.

повышение уровня развития любознательности;

развитие исследовательских умений и навыков детей;

обогащение словарного запаса детей.

развитие личностных характеристик

Таким образом, можно сделать вывод, что правильная организация опытно-экспериментальной деятельности имеет огромный развивающий потенциал: с ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы. 

Хотелось бы отметить, что я и мои воспитанники постоянно принимаем участие в конкурсах различной направленности, результат которой вы видите на экране. С опытом моей работы вы можете ознакомиться на моём персональном сайте. Спасибо за внимание.

6 февраля 2020 в 16:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.