Окорокова Ирина Владимировна
Опыт работы.Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу вам рассказать о себе и представить опыт своей работы. Моя жизнь началась, с чистого листа в ней происходили разные события хорошие, интересные, яркие, позитивные и не очень. Под воздействием этих событий менялась моя жизнь, менялась я, менялось моё восприятие. В моей профессиональной деятельности также происходили изменения. Я искала направление, вид деятельности в котором будет интересно детям и в этом поиске я не останавливалась. Мне с детства очень нравится окружающий мир, я всегда любила что-то исследовать: песок, воду, цветы, камни. Я занималась саморазвитием, самопознанием, и когда я более широко стала знакомиться с темой познавательно – исследовательской деятельности жизнь моя поменялась, в ней появился стержень, на стержне прорисовывались детали кто я, что я, чего я хочу, что я могу донести детям. Условно свой педагогический опыт я хотела бы представить в виде этого стержня. Тема моего опыта работы: «Познавательно-исследовательская деятельность, как средство личностного и творческого развития дошкольников» В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. От человека в современной жизни требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь уметь добывать их самому, применять на практике. Лучше всего развивает познавательный интерес, исследовательское поведение и мышление — детское экспериментирование. Ученые доказали, что в дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года одним из основных способов познания мира. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Поэтому на протяжении двух лет я работаю над данной темой, целью своей работы считаю: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование, опыты. Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста. Если для развития познавательно – исследовательских способностей детей использовать опыт,эксперимент, то формирование этих способностей произойдёт быстрее и эффективнее. Для достижения данной цели, я поставила следующие задачи: -формирование предпосылок поисковой деятельности, любознательности, интеллектуальной инициативы; - формирование коммуникативных навыков; - развитие у детей представления о химических свойствах веществ, физических свойствах и явлениях; поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости. Среди приёмов и методов выделяю: эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе, опыты, фиксация результата и д.р.) Я останавливаюсь на опытах и экспериментах.Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Каждый эксперимент имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это, в первую очередь, связано с индивидуальным темпом познавательного развития. Организацию исследовательской деятельности я осуществляю в следующих формах: - Коллективная. - Подгрупповая. - Индивидуальная. Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям. Живая природа. Изучаем животный и растительный мир.Проводили работу «Покормим птиц зимой», собирали семена растений; Провели краткосрочные проекты «Мы лучок садили», «Украсим мир цветами» (посадка примул) Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, электричество). В занимательных опытах и экспериментах мы с детьми выявили свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса. Проводили опыты с воздухом, обнаруживая его в окружающем пространстве при помощи воздушного шарика, соломинки и банки с водой, и других предметов. Детям нравилось проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка? Выявляли свойства магнита. В процессе реализации третьего направления Человек у детей сформировались представления об органах чувств, их назначении. Особое внимание я уделила здоровому образу жизни, здоровому питанию. Совместно с ребятами реализовали проект «Превращение молока в творог» Так же детям стал интересен эксперимент об одном из любимых детьми напитков «Кока – колы» После проведения опытов влияние кока – колы на металл, зубы, живой организм, ребята сделали вывод, что кока –кола приносит вред. Для достижения успеха данной деятельности в процессе экспериментирования я старалась привить детям навыки межличностного общения и сотрудничества: умение договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращала внимание детей на мнение других, учила слушать друг друга, предлагала более активным детям помочь застенчивым. Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы и заключения, выступать на публику с доказательством своего исследования, составлять развернутый рассказ об увиденном. В нашей группе я создала мини-лабораторию «Центр науки», где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования. В ней находятся: Оборудование и инструментарий. Емкости. Функциональные разнофактурные материалы. Неструктурированные материалы. Разнообразные коллекции, журнал для фиксации результатов. Сформированы картотеки опытов и экспериментов с неживой природой. Свою работу веду в тесном сотрудничестве с родителями. С этой целью провела родительские собрания: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности», «Организация домашней лаборатории». Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома». Привлекаю родителей к созданию развивающей среды в группе. Провела консультации на тему: «Экспериментируйте с детьми дома» Оформила наглядную информацию в уголке для родителей: памятки, выставки. Реализовали проекты с родителями «Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно», «Где живут витамины» Дети дома с родителями проводили следующие исследования: «Выращивание кристаллов», «Извержение вулкана», «Дом, в котором я живу", "Вода - Царица", "Почему горит свет?" и многие другие. Диагностика степени устойчивости познавательного интереса показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе. Результаты обследования показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: расширение представлений детей о неживой природе. повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей; обогащение словарного запаса детей. развитие личностных характеристик Таким образом, можно сделать вывод, что правильная организация опытно-экспериментальной деятельности имеет огромный развивающий потенциал: с ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы. Хотелось бы отметить, что я и мои воспитанники постоянно принимаем участие в конкурсах различной направленности, результат которой вы видите на экране. С опытом моей работы вы можете ознакомиться на моём персональном сайте. Спасибо за внимание. 6 февраля 2020 в 16:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.